Художественное вязание на спицах / Вязание спицами / В рукоделии
Художественное вязание на спицах
Материалы
Для художественного вязания обычно используется гладкая пряжа сильной крутки или пряжа для филейного вязания из мерсеризованного хлопка. Эта пряжа выпускается различной толщины. В инструкции всегда указана пряжа, из которой связана модель. Но если вы решили взять пряжу другой толщины, то в той или иной степени может измениться не только размер, но и внешний вид изделия. Чем тоньше пряжа, тем филиграннее кружево. Облегчить вязание по схеме поможет следующий постой прием: на металлическую пластину положите схему и последовательно вдоль провязываемых рядов передвигайте магнитную полосу, рис. а. Вязание большинства моделей начинается с середины и выполняется по кругу — сначала на чулочных спицах, а затем по мере увеличения количества петель на круговых спицах. Чулочные спицы используются начиная с № 1,25. Если спицы при вязании выскальзывают из петель, то в этом случае могут помочь ограничители для петель. Круговые спицы выпускаются начиная с № 1,5, причем различной длины. Всегда вяжите спицами, которые на 15—20 см короче окружности вашего изделия, в противном случае вязаная вещь получится слишком растянутой и с неравномерной структурой. В зависимости от модели для набора и закрепления петель может понадобиться крючок, который по толщине должен быть чуть меньше толщины спиц. Например, если вяжут спицами № 2. то крючок следует взять № 1,5.
Общие рекомендации
Набор петель
Для моделей, которые вяжутся рядами в прямом и обратном направлении, петли набирают обычным способом, рис. b1 —b4. Нить проложить вокруг большого пальца, свободный конец нити должен быть достаточно длинным, для пряжи и тонкой шерсти его длина определяется из расчета 1 см на 1 петлю + 20 см (для удобства набора последних петель и закрепления конца нити). Для моделей, которые вяжутся по кругу, применяется набор петель с образованием кольца из нити, в дальнейшем кольцо туго стягивается, и не остается отверстия. Согласно рис. с 1 образовать из нити кольцо, крючком вытянуть 1 петлю в направлении стрелки и провязать 1 ст. б/н, продолжать прием, пока не будет набрано нужное количество петель, рис. с2 и с3.
Распределение петель
При распределении петель на чулочные спицы, рис. d, на каждую спицу следует перевести все петли одного раппорта, это обеспечит безошибочность вязания и наглядность узора. На одну спицу может быть распределено несколько раппортов в зависимости от их общего количества. На рис. е1 показан начальный фрагмент узора, когда на 1 спицу приходится по 2 раппорта, при увеличении количества петель для каждого раппорта берут по 1 спице, т.е. 6 раппортов распределяют на 6 спиц и вяжут 7-й спицей, рис. е2.
Схема
На схеме последовательность вязания представлена символами, что значительно облегчает работу по сравнению со словесным описанием. Значки стоят в сетке из линий, при этом пустые клетки при вязании следует опускать, они служат лишь для большей наглядности узора. Вязание большинства моделей как круглой и овальной, так и прямоугольной, а также квадратной формы начинается с середины. На схеме приводится только 1 раппорт, сколько раз он должен повторяться, указано в инструкции. Для геометрических узоров форма модели может изменяться в зависимости от количества раппортов, здесь 4 раппорта образуют квадрат, рис. е3. При 6 раппортах возникает шестиугольник, рис. е2.
Числа рядом со схемой обозначают ряды. Обычно только каждый 2-й р. является «узорным», в промежуточных рядах петли провязываются по рисунку, т.е. лицевыми при круговом вязании, соотв. изнаночными при вязании рядами в прямом и обратном направлении, накиды при круговом вязании, как правило, провязываются лицевыми. На схеме всегда приводятся отличающиеся промежуточные ряды кругового вязания, остальные петли провязываются по рисунку. «Узорные» ряды обозначаются нечетными, промежуточные ряды — четными числами. Для большей наглядности схемы группа следующих друг за другом лицевых петель обозначается числом. На обеих схемах, показанных на рис. f1 и f2, приведен один и тот же узор. Группа петель в рамке — «маленький раппорт» внутри полного раппорта, число перед группой петель указывает, сколько раз она должна повторяться.
Новая нить
В зависимости от размера модели одного клубка пряжи бывает недостаточно, и приходится продолжать вязание новой нитью. Желательно, чтобы присоединение новой нити приходилось на участок из лицевых, соотв. изнаночных, петель. Оставшийся конец и конец новой нити сначала просто связывают узлом (свободные концы имеют длину по 10 см), узелок выводят на изнаночную сторону. Только после того как изделие полностью готово, узелок удаляют и концы нити тщательно закрепляют.
Обработка изделия
Закрепление петель спицей и крючком
Закончив последний ряд, петли можно закрыть либо спицей, либо крючком. При закреплении петель спицей получается ровный край, рис. h2. При закреплении петель крючком благодаря включению арок из в. п. образуется край с маленькими зубчиками. рис. h3. который для филигранной кружевной салфетки подходит больше, чем ровный край. На схеме петли, которые провязываются крючком с образованием 1 ст. б/н, охвачены скобкой (рис. f1 и f2), между ст. б/н выполняются согласно инструкции арки из в.п., рис. h4.
Растяжка изделия
Для быстрой и простой растяжки изделия до нужных размеров используется специальное приспособление «Spannmax». Это деревянная рама, на которой связанное изделие растягивается с помощью эластичных тесемок и крючков. Рамы вместе с принадлежностями выпускаются различных размеров и форм. Для моделей круглой формы берется круглая рама, для моделей четырехугольной формы — квадратная рама.
Подложка
Для растяжки используются любые ровные гладкие мягкие подложки, как, например, пластина из пенопласта, фетр для утюжки или коврик. Подложку следует покрыть чистой тканью. Для растягивания изделий квадратной и прямоугольной формы рекомендуется подложка INOX с сантиметровой растровой сеткой. Она имеет размер 70 х 70 см и может складываться. На нее нанесены овалы и окружности с указанием размеров. Для больших изделий круглой и овальной формы на листе прозрачной бумаги начертить внешний контур модели. Этот лист бумаги обратной стороной вверх (чтобы карандаш не оставил на изделии следов разметки) укрепить на подложке. Изделие квадратной или прямоугольной формы сначала приколоть на уголках, затем наколоть с равным интервалом расположенные между уголками раппорты узора. Для моделей круглой и овальной формы начертить на подложке линии, на которых должны находиться верхние, соотв. нижние, точки зубцов и фестонов фигурных краев. В зависимости от количества раппортов круг разделить на 10, 12, соотв. 16, сегментов, разметить раппорты узора. Сначала изделие зафиксировать в середине, затем приколоть по внешнему контуру раппорты, прихватив булавками каждую петлю, соотв. каждую арку из в.п. Для накалывания применяются булавки из нержавеющей стали. Изделие равномерно увлажнить из пульверизатора, по желанию дополнительно обработать средством для подкрахмаливания в аэрозольной упаковке.
После полного высыхания изделия булавки удалить.
Уход за вязаными кружевными изделиями
Кружевные изделия из х/б пряжи можно стирать в стиральной машине в щадящем режиме (использовать мешок для стирки), либо стирать вручную с использованием моющих средств для деликатной стирки. Изделие отжать, завернув 8 махровое полотенце. Кружевное изделие из х/б пряжи растянуть во влажном состоянии, из вискозы — только после высыхания.
Наш совет
Для моделей, которые вяжутся круговыми рядами, имеется еще один вариант начала работы. В нитяное кольцо выполнить ст. б/н. Затем с изнаночной стороны работы петли перевести на круговые спицы и продолжить вязание. По окончании работы нитяное кольцо распустить.
Журнал «Anna» издательский дом «Бурда»
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ по ДОП «Художественное вязание крючком»
О вязании салфеток
Вязание крючком салфеток можно отнести к самому разнообразному и красивому хобби современности. Техника вязания салфеток крючком дошла до самых высот. Какие только не представлены модели в огромном изобилии журналов и на сайтах интернета, рукодельницы сами придумывают схемы, микшируют их и получают совершенно новые не похожие на другие модели салфеток.
Считалось всегда, что вязанные крючком салфетки менее воздушные и изысканные, но современные материалы и инструменты отодвинули эти недостатки далеко в сторону и салфетки получаются необыкновенно ажурные, и воздушные способные украсить любое помещение, будь то столовая, большая гостиная или официальный кабинет ожидания. Салфетками украшают не только журнальные столики, дополняя схемы можно получить скатерти, пледы, покрывала и т.д. Салфетками украшают стены, в виде панно, спинки диванов, кресел, места сидений (стулья, диваны). Вязаные салфетки встречаются в интерьере повсюду, даже на полу, используя соответствующие материалы (высокопрочные и значительно толще обычных) можно получить красивые салфетки-коврики.
Чем еще хороши вязанные крючком салфетки? Тем, что они доступны не только закоренелым рукодельницам, но и начинающим любительницам вязания.
Салфетки, вязанные по кругу не наскучат во время вязания. Ведь чаще всего, каждый последующий ряд отличается от предыдущего, и является своеобразным пазлом для вязальщицы, в каждой салфетке используется набор почти всех существующих приемов вязания крючком (столбики с накидами и без накидов, воздушные петли, провязывание одновременно несколько петель и вывязывание нескольких столбиков из одной петли), все это может позволить получить необыкновенной красоты салфетку, со временем и терпением развивая огромный опыт и большую любовь к этому виду рукоделия.
Салфетки, вязанные крючком получаются не только вязанием по кругу, существует много других способов получить такую же красоту, например, есть техники:
-филейное вязание, это вязание полотна, чередуя заполненные и пустые клетки
-вязание кружев, вологодского, брюггского или ирландского (узнаваемые техники вязания)
-вязание салфеток из отдельных деталей, круглых, треугольных, квадратных и др. многоугольных деталей
-вязание на вилке, когда сначала набираются петли на вилку или шпильку, а уже потом при помощи крючка формуется само полотно салфетки.
В совокупности полученного столетиями опыта и развивая рукоделие в современном мире, мы можем радовать не только себя процессом творчества, но ублажать взор своим родным и близким.
В настоящее время умелицы с начальным и большим опытом сделали любимое дело, вязание салфеток крючком, своим основным заработком, современные коммуникации позволяют продавать салфетки своим знакомым, через газеты, сайты продаж через интернет, через социальные сети. Салфетки, вязанные крючком один из приятных подарков, получившим статус оберега тому, кому был преподнесен презент.
Со временем получив даже небольшой опыт рукодельницы поймут, что вязанные салфетки крючком могут украшать не только интерьер, но способны украшать предметы одежды, например, используя схему или часть ее, и один рапорт повторяя его несколько раз, можно получить воротнички съемные(которые украшали школьниц в советские времена, а в настоящее время вернулись на платья модниц),
Шапочки малышкам и маленьким модницам. Используя части схемы вязанных салфеток можно получить кокетку для платья, часть пояса, или подол юбки, блузу, а то и само платье.
Если вас уже вдохновила эта статья, предлагается огромное количество салфеток вязаных крючком со схемами, и коллекция со временем будет пополняться. Приятного вам творчества.
Пожалуй, нигде техника вязания крючком не предстает во всем своем совершенстве и красоте, как при вязании изумительных салфеток. Легкие, воздушные и такие разнообразные никого не оставляют равнодушными. Изысканная салфетка способна не только сама по себе существенно преобразить интерьер, но и стать основной идеей при вязании скатертей, покрывал, подушек. А вязать салфетки одно сплошное удовольствие!
Итак, продолжим изучение описания схем…
Описание салфетки может иметь две формы:
1).Схематическое изображение;
2). Словесные пошаговые.
Сегодня на занятии, мы познакомимся с описанием салфеток в виде схематического изображения.
Давным-давно какой-то умный человек выдвинул идею воплощать слова в условные знаки, и надо признать, не ошибся со своим изобретением. Многие рукодельницы признают только схемы описания. Им бывает достаточно одного взгляда, чтобы понять всю суть работы над вязаным изделием. Картина становится ясной: сколько петель необходимо набрать, какова форма и размер изделия, будет ли сложной работа по отношению к знаниям и умениям и т.д. Работая со схемой, вы учитесь думать и рассуждать, а это очень важно, потому что поняв, в чем секрет вязания какого-либо изделия, вам захочется побыстрее его сделать.
Если изделие круглое, например, салфетка, то схематическое изображение также будет круглым.
— Что обозначают цифры на каждом ряду? (Цифры на каждом ряду обозначают его номер). Номера рядов указаны в тех местах, откуда они начинаются. Нельзя пропустить ни одного ряда, иначе весь рисунок собьется и дальнейшая работа может вызвать огромные затруднения. Внимательно посмотрите на схему, подумайте и скажите, как читаются круговые ряды?
Все круговые ряды читаются справа налево.
Схематическое изображение представлено в более компактной форме. Зная условные обозначения и технику их вязания вы без труда свяжете любое изделие.
Ниже представлен пример маленькой салфеточки, связанной в традиционной технике по кругу.
Художественное вязание на спицах
Вяжем спицами
Если вы когда-нибудь вязали ажурные узоры и если хоть немного знакомы с техникой вязания кружева, то с помощью нашего учебного курса вы можете освоить художественное вязание.
Журнал «Anna» № 1/2016
При художественном вязании вяжут в основном по кругу и при выполнении крупных вещей работают с большими раппортами.
Вам потребуется
Тонкая пряжа для вязания крючком; блестящая и металлизированная пряжа; чулочные спицы; специальные спицы для художественного вязания длиной от 30 до 40 см; в зависимости от размера выполняемой детали могут понадобиться также длинные круговые спицы; крючок для обвязывания.
Внимание!
Производитель пряжи дает, как правило, на этикетке пряжи рекомендацию по толщине спиц. Указываемая толщина спиц в инструкциях является также только рекомендацией. Варьирование толщины спиц может повлиять на размер готовой детали. Чем больше выбранная толщина спиц, тем более ажурной и филигранной выглядит салфетка после растягивания.
Выполнение работы
Начало
Большинство скатертей в технике художественного вязания выполняются круговыми рядами от середины скатерти к внешним сторонам. Для набора петель в середине скатерти есть несколько возможностей.
Набор пятью спицами
На чулочные спицы (= 5 спиц одинаковой толщины и размера) набрать в соответствии с инструкцией необходимое число петель, равномерно распределить их на 4 спицы и замкнуть в кольцо.
Начало с помощью крючка
Сложить нитяное кольцо, протянуть нить…
…и выполнить 1 воздушную петлю.
Затем связать в нитяное кольцо столько столбиков без накида, сколько петель наборного
ряда указано в инструкции. Начальную нить можно при этом присоединить к рабочей нити, чтобы начало получилось более стабильным.
После этого столбики без накида стянуть начальной нитью и закончить круговой ряд соединительным столбиком в 1-й столбик без накида. Столбики без накида можно выполнять также в кольцо цепочки из воздушных петель.
Подхватить крючком петлю через переднюю стенку каждого столбика без накида и перевести ее на чулочные спицы. Число набранных петель лучше сначала распределить на 3 спицы. Число петель на каждой спице не обязательно должно быть одинаковым.
Затем провязать сначала 1 круговой ряд лицевыми скрещенными петлями. Теперь петли достаточно укреплены для того, чтобы распределить их на 4 спицы.
Если по инструкции нужно выполнить 4 или 8 раппортов, то на каждой спице находится одинаковое число петель. Если раппорт повторяется шесть раз, то одинаковое число петель должно находиться на 1-й и 3-й, а также на 2-й и 4-й спице.
Начало круговых рядов
Поскольку важно всегда держать в поле зрения начало кругового ряда, оно постоянно должно находиться между двумя спицами, и отметить его нужно нитью контрастного цвета. Для этого контрастную нить почаще проводить между обеими спицами то перед работой, то снова после работы. Благодаря этому вы никогда не провяжете дальше начала кругового ряда и тем самым избавите себя от ошибок.
Кроме того, начало кругового ряда часто обозначается на схеме стрелками. В этом случае специфика узора требует, чтобы указанное у стрелок число петель переснималось с одной спицы на другую. Поскольку это нужно учитывать на каждой спице кругового ряда, то в конце кругового ряда на каждой спице снова находится такое же число петель. Если стрелка показывает вправо, то петли нужно перевести с левой спицы на правую. То есть всегда сразу же провязывать соответствующее число петель со следующей спицы. Если стрелка показывает влево, то последние петли одной спицы необходимо переснять на следующую спицу.
Поскольку при смене кругового ряда заканчивать приходится раньше или позже, то и контрастную нить нужно обязательно протягивать у вновь образовавшегося начала кругового ряда.
Прибавление петель
Так как вязание направлено от середины к внешнему краю, то число петель в каждом круговом ряду увеличивается. Часто это происходит за счет интегрированных в узор накидов, которые в следующем круговом ряду провязывают лицевыми.
Иногда из одной петли или накида нужно вывязать две или более петель. В этом случае попеременно вывязывают из соответствующей петли одну петлю лицевой, одну петлю – лицевой скрещенной, если в инструкции не указано иначе.
Если пряжа тонкая, то на одну чулочную спицу помещается примерно 40 петель. Если число петель будет больше, то возникает опасность того, что отдельные петли могут соскользнуть со спицы, и это будет катастрофой. Поэтому в этом месте необходимо перейти на более длинные спицы или на круговые спицы.
Круговые спицы должны быть как минимум на 15–30 см короче длины окружности работы. Иначе деталь будет слишком сильно растягиваться, да и вязать будет очень неудобно и утомительно.
Обвязывание последнего ряда крючком
После последнего кругового ряда кружевную работу зачастую не закрывают прямо, а обвязывают петли крючком. Для этого нужно провести крючок справа налево через указанное на схеме число петель и переснять петли со спицы на крючок.
Вытянуть крючком петлю, подтянуть ее, сделать новый накид и провязать находящиеся на крючке петли вместе.
Между петлями, провязанными вместе крючком, всегда находятся арки из воздушных петель. Число воздушных петель для каждой арки указывается на схеме или в соответствующей инструкции. Иногда по обвязанному крючком круговому ряду вяжут еще несколько круговых рядов с арками из воздушных петель.
Совет: это совсем необязательно должны быть простые арки из воздушных петель. Здесь могут быть использованы пико или любой кружевной узор по вашему выбору.
Растягивание связанной детали
Для внешнего вида работы одинаково важно не только аккуратно вязать, но и правильно расправить работу. Потраченные усилия оправдаются в любом случае, потому что только при растягивании раскроется вся красота модели.
Как правило, модель растягивают на мягкой подложке в сухом состоянии с помощью нержавеющих булавок.
Для прямоугольных деталей сначала фиксируют угловые точки, затем каждую находящуюся между ними арку из воздушных петель.
Для круглых и овальных моделей сначала накалывают середину, затем равномерно растягивают во внешние стороны и прикалывают каждый раппорт. Также прикалывают на одинаковом расстоянии все арки в промежутках.
После прикалывания последней булавки следует еще раз проверить работу на равномерность и при необходимости откорректировать.
Растянутую деталь нужно увлажнить аэрозольным крахмалом и накрыть влажной тканью для медленного высыхания.
Совет
Работу можно удобно и точно расправить с помощью подложки для растягивания и отпаривания. Нанесенный растр, круги и овалы различных размеров, а также инструкции, которые часто используются при художественном вязании салфеток, облегчают утомительное распределение раппортов.
Насколько сильно нужно крахмалить, решать вам. В исключительных случаях, например для украшений на окна в рамках или больших скатертей, которые свисают за края стола и образуют при этом складки, может иметь смысл увлажнение без использования крахмала.
Для того чтобы изделие было проще растягивать после следующей стирки, можно изготовить шаблон наколотой модели, который облегчит процесс растягивания в будущем.
Обратите внимание, что вязаные салфетки отпаривают только в исключительных случаях , потому что от этого страдает рельефность узора. В любом случае деталь нужно отпаривать с изнаночной стороны и прокладывать между утюгом и салфеткой мягкую, влажную ткань.
Совет: чтобы накрахмалить модель экологически чистым способом, придется отказаться от аэрозольного крахмала, а вместо этого растворить обычный крахмал в воде и наполнить получившимся раствором бутылку с распылителем. Кстати сказать, этот способ и обойдется дешевле.
Если растягивать изделия приходится часто, стоит приобрести специальную рамку, как на фото.
Внимание!
С помощью этого урока вы можете попробовать свои силы в вязании кружевной скатерти, выполненной в технике художественного вязания.
Фото: журнал «Anna» №1/2016
Комментарии (0)
×
Добавить комментарий
×
Авторизация / Регистрация
Добавление комментария доступно только для зарегистрированных пользователей.
Вход в систему
Регистрация
Похожие схемы
-
- Крючком
- Спицами
Летняя туника с «дырками»
-
- Крючком
- Спицами
Платье со сквозным узором
-
- Крючком
- Спицами
Ажурный жакет цвета фуксии
-
- Крючком
- Спицами
Как закрепить нить после окончания вязания
-
- Крючком
- Спицами
Двойная планка на молнии спицами
-
- Крючком
- Спицами
Как вязать «шишечки» на спицах
378644275881579367987269
published on
caprizulka.ru according to the materials
burdastyle.ru
«Художественное вязание»
Вязание крючком относится к одному из видов декоративно-прикладного искусства. Техника вязания легко усваивается и представляет большой простор для фантазии и выражения творческой индивидуальности. Усвоив основные приёмы вязания, можно создавать большое количество оригинальных узоров.
Подбор пряжи, выбор узора и фасона, создание самого изделия – занятие увлекательное. Оно способствует не только привитию определенных трудовых навыков и умений, но и развитию творческих способностей детей, способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, развитию образного и пространственного мышления, мелкой моторики рук, благотворно влияет на нервную систему и приносит удовольствие от выполненной работы, т.е. помогает развитию задатков положительного и прекрасного в детях.
Содержание объединения представлено в форме, которая вполне соответствует принятому стандарту.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Первый год обучения составляет 216 учебных часов, т.е. 3 занятия в неделю по 2 часа, что составляет 6 учебных часа в неделю. Второй год обучения предусматривает также 216 учебных часов в год, т.е. 2 занятия в неделю по 3 учебных часа. Возраст детей – 7-10 лет.
Программа дополнительного образования «Художественное вязание» включает разделы:
— Основные приемы вязания крючком.
— Вязание узорного полотна.
— Орнамент в вязаном изделии.
— Вязаные сувениры.
— Вязаная одежда.
— Вязаные игрушки.
Программа является модифицированной. Составлена педагогом дополнительного образования Кобелевой Надеждой Александровной
Педагоги
Кобелева Надежда Александровна,педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, стаж педагогической работы 15 лет, награждена Грамотой Министерства образования и науки РФ.
Расписание
Понедельник 15.00ч.-17.00 ч., среда 15.00ч.-17.00ч., четверг 15.00ч.-17.00ч.
Содержание программы
№ п.п
Название тем
всего
теория
практика
1
Вводное занятие. Знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности. История вязания крючком
Выбор крючка и пряжи. Основные правила вязания крючком.
2
2
2
Основные приемы вязания крючком
6
2
4
3
Вязание узорного полотна
6
1
5
4
Прихватка
8
1
7
5
Аксессуары: бусы из шариков, повязка на голову
8
2
6
6
Косметичка
12
2
10
7
Шарфик
12
4
8
8
Вязание сувениров по выбору уч-ся (коллективная работа)
24
4
20
9
Изучение условных обозначений при вязании крючком
2
2
10
Ажурные узоры (салфетка)
20
4
16
11
Промежуточная выставка-смотр работ
4
4
12
Одежда для кукол
Трикотажный словарь
36
2
34
13
Пестрое вязание
— Пестрое вязание. Способы замены нитей.
— Узоры в технике пестрого вязания.
— Вязание баночки для карандашей.
30
4
26
14
Орнамент в вязании крючком
-сочетание цветов
-техника вывязывания орнамента
12
2
10
15
Шаль. Палантин.
32
4
28
16
Итоговое занятие.
2
2
ИТОГО
216
46
170
№
п.п
Название темы
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
3
3
2
Вязание картин
— вышивка по вязаному полотну
— вязание крючком объёмных цветов.
30
4
26
3
Бижутерия и сувениры
15
2
13
4
Подготовка работ к выставкам
3
3
5
Круговое объемное вязание
57
6
52
6
Украшение вязаных изделий: помпоны, кисти, бахрома (отделочный край)
18
2
16
7
Конструирование:
— снятие мерок
— построение чертежа выкройки
Работа над индивидуальной выкройкой (расчёт петель)
18
4
16
8
Вязание пуловера по выбору обучающегося
36
6
30
9
Сборка и тепловая обработка
3
1
2
10
Вязание игрушек по выбору обучающихся
30
2
28
11
Итоговое занятие
3
3
Итого
216
33
183
Цели программы
Создание условий для развития личности воспитанников в творческой деятельности посредством овладения искусством вязания.
Результат программы
Ожидаемые результаты.
К концу первого года обучения дети знают:
правила поведения;
технику безопасности при вязании с крючком;
основные приемы вязания крючком;
условные обозначения;
основы цветоведения;
основы материаловедения – классификацию и свойства волокон.
способы вязания мелких деталей;
разные способы вязания салфеток;
технологию выполнения цветов и цветочных композиций;
порядок и расчет петель в вязании изделий.
Умеют:
свободно пользоваться схемами по вязанию;
гармонично сочетать цвета при выполнении поделок;
различать нитки из натуральных и химических волокон, шерстяных т х/б;
сопоставлять, сравнивать, анализировать и творчески подходить к выполнению работ;
вязать по схемам и пользоваться журналами по вязанию;
создавать своими руками красивые и полезные вещи.
Приобретают навыки:
четкого выполнения основных приемов по вязанию;
умения выполнять поделки любой сложности и создать свои полученные знаний;
«стильно» оформить поделку, используя творчество и фантазию,
умения изготавливать подарочные изделия
умения коллективно работать
Особые условия проведения
Особых условий нет.
Материально-техническая база
Материально-технические
— спицы, крючки;
— нитки различных видов;
— литература, журналы по различным видам декоративно-прикладного творчества;
— альбом с образцами.
Дидактический материал
— карточки для практических и самостоятельных работ;
— образцы выполненных практических работ учащихся;
— методические пособия;
— инструкции по технике безопасности.
Стоимость
Программа реализуется бесплатно
Общая характеристика вязания как вида декоративно-прикладного творчества.
Лекция 6/4
Тема 2.2.1
Традиции и современная техника вязания
Возникновение и развитие искусства ручного вязания.
Вязание как вид промысла.
Общая характеристика вязания как вида декоративно-прикладного творчества.
Организация рабочего места. Инструменты и приспособления.
Материалы для вязания.
Способы вязания. Виды вязаного полотна.
Возникновение и развитие искусства ручного вязания.
Ручное вязание — один из наиболее широко распространенных видов ручного ремесла. Ручное вязание возникло более 3000 лет назад.
Указать точную дату появления такого вида рукоделия, как вязание, невозможно, даже имея целый арсенал современных методов определения возраста найденных исторических ценностей, т.к. сохранилось слишком мало образцов вязаных изделий древности.
Изначально процесс вязания был вынужденной мерой, необходимостью обустроить свой быт, утеплить жилище, одеться, прокормить семью — это относится к сетям для ловли рыбы, которые и считаются первым вязаным полотном. Причем вязать сети начали мужчины, затем они же продолжили развивать свое мастерство.
Самыми искусными вязальщиками древности были арабы. Уже 2000 лет назад они умели вязать многоцветные сложные узоры и знали массу секретов ручного вязания.
XIX в. до н.э. К данному времени относятся несколько археологических находок. В одной из египетских пирамид найдено изображение женщины, надевающей носки. В гробнице Аменемхта в Бени-Хасане настенный рисунок изображает семитов. Четыре женские фигуры среди них одеты в подобие вязаных жакетов. Есть упоминания о детской вязаной туфельке, найденной в одной из египетских гробниц и относящейся тому же периоду.
Подобные находки могут свидетельствовать о том, что вязание уже в те времена было достаточно развитым. А значит, истоки его уходят в еще более древние эпохи.
XII в. до н.э. На древнегреческих вазах времен Троянской войны встречаются изображения пленной тройской знати в узких, облегающих штанах, напоминающих вязаные трико из торжественного убора венецианских дожей эпохи на 2500 лет позже.
III в. н.э. К данному периоду относятся древнейшие находки вязаных изделий Нового Света (Перу). К эпохе перуанской культуры Прато-Наска относится редкий экземпляр декоративного вязаного пояса с мотивом колибри. Сложность рисунка, тонкость деталей и расцветки свидетельствует о высочайшей технике вязания. Оригинал хранится в Текстильной галерее Института Искусств в Детройте.
III — IV в. н.э. В усыпальнице одной из египетских пирамид сохранились детские вязаные чулки, связанные с учетом формы обуви — большой палец отделен от остальных пальцев, как при вязании варежек, между ними проходил ремешок сандалии. Находки находятся в Музее императора Фридриха в Берлине и в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Приблизительно к этому же периоду относятся, по мнению Э. Фровайна, вязальные спицы, обнаруженные в германский гробницах.
IV — V вв. н.э. К данному периоду относятся древнейшие сохранившиеся экземпляры ручного вязания Старого Света и Востока. Найденные образцы свидетельствуют о высокоразвитой технике вязания, составления узоров и подборе цвета.
IX в. н.э. Вязание проникает и активно развивается в Европе. Полагают, что в Европу вязание проникло через коптов — египетских христиан. В миссионерские поездки они брали с собой вязаные вещи, которые привлекали всеобщее внимание.
IX — XI вв. н.э. У викингов практиковалось вязание деревянной или костяной иглой — более трудоемкий вид создания трикотажного полотна, чем крючком или спицами. Полотно, связанное иглой, невозможно распустить, потянув за кончик нити. Способов вязания иглой насчитывается около тридцати видов. При раскопках найдены лишь небольшие вещи, выполненные в этой технике (рукавицы, носки, головные повязки). Ученые объясняют это тем, что вязание иглой — процесс довольно медленный, большие изделия выглядят не так выигрышно, как тканые, а рабочая нить бралась короткая и приходилось делать много соединений, что уменьшало прочность полотна.
В 12 веке В Европе вязание превратилось в домашнюю работу. Вязать стали испанцы и итальянцы. Но изделий было так мало, что их хватало лишь для членов королевской фамилии, светской и церковной аристократии.
XIII в. н.э. В захоронениях в Испании найдены перчатки и пара вязаных наволочек для подушек из шелковых нитей. Каждая подушка покрыта различными, очень сложными двухцветными узорами, а плотность вязаного полотна составляет 20 лицевых петель на 2,5 см. В этом узоре доминируют арабские мотивы, что неудивительно для Испании, находящейся под влиянием Мавритании.
Многие из сохранившихся средневековых вязаных артефактов имеют отношение к церкви: искусно связанные мешочки для реликвий из Швейцарии и литургические перчатки, найденные по всей Европе. Помимо большого количества сохранившихся церковных находок, к данному периоду относится первая вязаная войлочная шапка (из сваляной шерсти), Ковентри, Англия. Вариант этой шапки продолжали вязать и в XIX в для солдат, воевавших в Крымской войне.
Вязанием занялись французы, шотландцы и англичане. Работу в основном выполняли спицами (деревянными, костяными, металлическими, а были даже и серебряные спицы). Вязали, в основном, чулки, носки, перчатки, которые позволяли рыцарям в доспехах чувствовать себя уютно. В 13 веке во Франции вязание стало уже доходной отраслью промышленности (для продажи изготавливали шляпки, перчатки, шарфы).
XIV в. На нескольких запрестольных образах данного периода изображена Дева Мария, вяжущая по кругу одежду для Младенца Христа, обычно рубашку.
XV — XVI вв. — Для данного периода характерно то, что вязаные изделия стоили очень дорого, и позволить их себе могли только очень состоятельные люди. Постепенно вязание превращается сначала в кустарное домашнее ремесло, а затем в доходную отрасль: вяжут чулки, носки, перчатки, капюшоны, кофты, шляпки.
В 14-15 веках появляется даже вязаная верхняя одежда.
XVI в. Первые изнаночные петли появились в середине 16 века, в красных шелковых чулках, в которых хоронили Элеонору де Толедо, жену Козимо Медичи, они же являются первоисточником кружева. Английская королева Елизавета I заказывала себе чулки из шелка — мягкой, тонкой и более декоративной пряжи, чем грубая шерсть. Чулки, принадлежавшие ей, до сих пор сохранились, что доказывает высочайшее качество изделий, которые были созданы специально для королевы. В эту эпоху вязание имело огромное значение для многих британцев, которые занимались изготовлением шерстяных чулок и экспортом их за границу. Школы вязания создавались, чтобы обеспечить работой и деньгами бедные слои населения. Так же мода того времени, когда мужчины носили короткие штаны, требовала ношения чулок. Чулки, связанные в Англии, отправлялись в Испанию, Нидерланды и Германию.
Организовываются вязальные цеха. Именно в это время появляется и быстро приобретает популярность знаменитый шотландский головной убор — вязаный берет. Изделия, как правило, выполняются из однотонной пряжи, создаются узоры из изнаночных петель по лицевому полотну.
В 1589 году гальвертонский помощник приходского священника из Вулбриджа Уильям Ли изобрел первую вязальную машину. Английской королеве изобретение не понравилось — чулки мастера показались ей значительно грубее шелковых (по другим источникам, королева не хотела лишать заработка мастеров, зарабатывающих на жизнь ручным вязанием чулок). Она отказала священнику в патенте и посоветовала зарабатывать деньги честным трудом. Ли перебрался во Францию и в г. Руане открыл первую трикотажную мастерскую.
Первая гильдия, объединяющая вязальщиков была создана в Париже в 1527 году
XVII в. В Швеции в Северном музее Гетеборга хранятся два ценнейших экспоната того времени — вязаные кофты.
С развитием технологии обработки металлов в начале века постепенно стало возможно массовое производство однотипных вязальных спиц. Это привело к большому увеличению видов вязания и развитию гильдий мастеров вязания, некоторые из которых просуществовали вплоть до XVIII в. Членами гильдии были исключительно мужчины, и распространились они по всей континентальной Европе. Мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. В 1612 году Пражские чулочники заявили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины!
Процесс обучения в гильдии был долгим и трудным. Чтобы стать мастером, нужно было учиться мастерству 6 лет: 3 года в качестве ученика и 3 года в качестве подмастерья. После обучения, стремящиеся стать мастерами, должны были изготовить шапку из свалянной шерсти, пару чулок или перчаток, украшенных вышивкой, рубашку или жилет и вязаный ковер примерно 1,83×1,5 м, с изображенными цветами, лиственными орнаментами и животными — и все это за 13 недель.
В Шотландии целые семьи участвовали в изготовлении свитеров, чулок, носков и других аксессуаров. Шотландцами была разработана специальная техника многоцветных красочных узоров. Свитера из шерсти, пропитанные специальными маслами, были особенно необходимы большому количеству здешних моряков, чтобы защитить их от неблагоприятных условий работы. Шотландское вязание дало основу для таких техник вязания, как косы и араны, придуманных в начале XX в. в Ирландии.
XVIII в. К данному периоду относится весьма экстраординарный экземпляр вязаной одежды, хранящийся в лондонском музее Виктории и Альберта — голландская юбка из белой шерсти, выполненная дамасским вязанием. Юбка, окружностью в 3,2 м и длиной в 0,8 м, с плотностью 22 петли на 2,5 см и приблизительно 2,75 петли в каждом круговом ряду, без единого повторяющегося мотива, полностью покрыта орнаментами из животных и птиц. Коровы, носороги, крокодилы, гуси, петухи, собаки, кабан — это только немногие их них. И связана исключительно чередованием лицевых и изнаночных петель.
В конце века изобрели круговую трикотажную машину, вывязывающую полотно в виде трубы. Дешёвые чулки, производимые на таких машинах, быстро вытеснили из массовой продажи дорогие изделия ручной работы. Однако чем больше рынок заполняли изделия машинного производства, тем более ценилась ручная работа. Особо выделялись вещи, выполненные крючком, поскольку оригинальные техники сплетения нитей совершенно неподвластны машинному производству. Вязаные шедевры мастеров признаются предметами искусства и попадают в музеи.
XVIII — XIX вв. В течение этого периода более грубые, но более практичные вязаные вещи производились в сельской местности. Когда техника вязания упростилась, это позволило сельским жителям вязать изделия, главным образом чулки, которые можно было продавать. Это ремесло было отнюдь не чисто женским, участвовала вся семья — мужчины, женщины и дети. За одну неделю каждый должен был произвести хотя бы одну пару чулок, занимаясь вязанием в любую свободную минуту. Зимой, когда сельскохозяйственных работ было меньше, производство вязаных изделий увеличивалось, т. к. семьи вязали по вечерам при свете очага.
XIX в. В период колонизации англичане и другие европейские нации, распространили вязание по всему земному шару. Первые американские поселенцы основали школы, где мальчики и девочки обучались вязанию, изготавливая столь необходимые носки и рукавицы, у детей не оставалось времени на шалости. Ко времени американской Гражданской войны этот промысел был так хорошо развит, что женщины среднего класса обеих сторон направили все усилия на снабжение войск вязаными изделиями. Возможно, впервые вязание было связано с патриотизмом — женщины одевали простых солдат, а не только членов своих семей. На Юге вязание экономичным способом заменило одежду, поскольку война закрыла гавани для импорта одежды из ткани.
Англичане также распространили вязание в Индии, где некоторые районы стали знаменитыми благодаря своим чулкам из хлопка. Миссионеры пристрастили к этому ремеслу Китай и Японию, которые в наше время являются центрами вязального искусства, несмотря на отсутствие местных традиций вязания.
В конце XVIII- начале XIXв. качество пряжи улучшается и объемы ее производства возрастают. Впервые становится доступной высококачественная хлопковая пряжа, а из шерсти мериносовых овец производятся новые мягкие шерстяные пряжи. С появлением вязальных машин ручное вязание перестает быть ремеслом сельских бедняков.
В 1824 году в Голландии впервые начали записывать узоры и рисунки и издавать их в журнале «Penelope». К концу XIX века закончилась унификация знаков и символов, и были выработаны две системы обозначений: британская и американская. Достижения в печатном деле и появление книг с узорами для вязания способствовали распространению вязания среди среднего класса в свободное от работы время.
Вязание как вид промысла.
Начиная с XIX в. вязание использовалось для украшения этнической одежды, обычно имитируя дорогие и редкие ткани. Богатые крестьяне Старого и Нового Света развивали собственные традиции вязания. Наиболее известные виды традиционного вязания (большей частью с Британских островов), такие как жаккардовое вязание, аранское вязание, скандинавские узоры, появились не ранее XIX в.
Жены шведских фермеров производили причудливые короткие кардиганы с переплетением нитей двух цветов, а австрийские женщины вязали своим мужчинам куртки со сложными узорами из лицевых и изнаночных петель. Литовцы преуспели в вязании сложных многоцветных рукавиц, которыми обменивались как свадебными символами. Индейцы Южной Америки из Анд приспособили вязание к своим национальным традициям, создавая шапки и гетры, имитирующие их традиционные тканые одежды. Жители Аранских островов производили свои первые свитера с крупным рельефным узором, а жители Шетлендских островов — свои первые кружевные шали. В Индии переквалифицированные кашмирские ткачи использовали свой традиционный узор «огурцы» при создании сложных вязаных шапок. Из произведений Льва Толстого мы узнаем о вязании русской прислуги: самая примечательная — Анна Макаровна, няня из романа «Война и мир», которая вязала два чулка одновременно, один внутри другого. Вязание распространяется повсюду, мужчины и женщины используют его в своих местных нарядах, создавая изделия и дизайны, наиболее удовлетворяющие их требованиям.
Вязание — это не только одно из наиболее широко распространенное хобби, это еще и исторически сформировавшиеся художественные промыслы.
В Белоруссии вязание как промысел развивался только с целью вязания дополнений к национальному костюму: с давних времен крестьяне вязали чулки, носки и варежки из овечьей шерсти. Обычно они были одноцветными, иногда использовалось сочетание отбеленной и неотбеленной шерсти, в некоторых регионах изделия украшались народным орнаментом.
Традиционным видом декора постельного, столового, нательного белья и верхней одежды (фартуки, сорочки) было филейное вязание крючком. Вязали кружевные прошвы и зубчатую кайу из отбеленного льна тонким крючком.
Разнообразны промыслы ручного вязания в России
Особенно широко узорное вязание было распространено на северо-востоке европейской части России (Архангельская обл., территория Коми)
В Арзамасе Нижегородской губернии с конца 19-в начале 20 века стало распространяться вязание сапожек, украшенных цветочными мотивами.
В Республике Коми вяжут узорные чулки и рукавицы, которые носят мужчины и женщины в комплекте с различными видами национального костюма. В основе вязания лежит чулочная вязка, узор образуется за счет смены цветных нитей. Используется множество геометрических мотивов: ромбы, крестообразные и S-образные фигуры, зигзагообразные линии. Особенно нарядными были свадебные чулки.
У ряда финно-угорских народов были известны наколенники. Наиболее интересен эти виды изделий у мордовского народа. Вязались наколенники из белой и коричневой натуральной шерсти. Особенности узора — в непрерывном чередовании мелких орнаментированных полос, в результате чего создается впечатление мерцающего шашечного рисунка.
Разнообразием и богатством отличаются дагестанские носки — джурабы. Орнамент строится из тех же геометрических и растительных мотивов, которые встречаются и в ковровом искусстве. Вводится контурная обводка фигур другим цветом. Чаще всего — чередование узорных и гладких полос. В джурабах нет пестроты цвета, поскольку всегда есть один ведущий цвет, который объединяет яркие дополнительные оттенки.
Повсеместное распространение получило вязание «ажурных платков. Этот вид искусства характерен для предгорных районов Северного Кавказа., где из овечьей шерсти (серебрянки) вяжут различные по узору платки, шарфы, косынки, палантины. Такие же изделия выполняются в Калмыкии, Башкирии, Пензенской области.
Наиболее высокого художественного и технического уровня это искусство достигло в Оренбургской области. Уникальным является русское ручное узорчатое вязание в знаменитом промысле оренбургских пуховых платков, возникшем в 18 веке. Там изготавливают платки двух видов: плотные пушистые из серого пуха и тонкие ажурные из белого. Из белого пуха вывязывают тончайшие узорные платки — паутинки, равных которому по красоте и изяществу нет во всем мире. Оренбургские платки, даже самые большие (1,5 х1,5 м.) свободно проходят в обручальное кольцо.
Орнамент и узоры очень разнообразны, никогда не встречаются два одинаковых решения. Каждый платок оригинален по общей композиции узора, по трактовке отдельных мотивов, по рисунку узорной каймы. Из серого пуха — из-за толщины нити узор становится более упрощенным. На комбинате, где выпускаются такие платки, центральная часть выполняют машинным способом, а края — вручную.
Общая характеристика вязания как вида декоративно-прикладного творчества.
Элементарной единицей, кирпичиком вязаного изделия является петля, образуемая из нити с помощью спиц или крючка
Вязание – процесс превращения непрерывной нити в петли, которые соединяясь между собой по горизонтали (в ряды) и вертикали (столбики) образуют сплошное полотно.
Вязание — процесс изготовления изделий (обычно элементов одежды) из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы, игла) или на специальной машине (механическое вязание).
Чередуя в определенном порядке разные по виду петли, получают нужный узор. Уменьшая или увеличивая в процессе вязания число петель в ряду, обеспечивают конструктивные параметры полотна – размеры и конфигурацию деталей.
Искусство вязания на продажу
Лев, лежащий на ковре, зрелая женщина вяжет
Маттиас Кламер
Певица Марвин Гэй в вязаной шапке
Живописный парад
Портрет Соджорнер Трут
Архив Халтона
Спицы
Джилл Ферри
Группа вязания
Фотографии лисы
Класс вязания
Фотографии лисы
Вязание на Победу
Фотографии лисы
Богарт и Бэколл
Fpg
Натюрморт с вязанием и шариками из шерсти
Flashpop
Мотки пряжи и спицы
Дебби Льюис-Харрисон
Крупный план вязальных спиц в миске
Лисбет Хьорт
Крупный план пряжи в корзине для вязания
Нильс Хендрик Мюллер
Женщины в шляпах, вязание снаружи в
Ричард Иансон
Лукреция Бори Вязание
Беттманн
Пряжа для вязания разноцветных лент
Мередит Винн Фотография
Викторианская пара, одна вязание
Беттманн
Вязание трех мальчиков
Беттманн
Вязание сидящей пожилой женщины
Беттманн
Сердце из крючков
Лиза Гутьеррес
Портрет зрелой женщины крючком
Джордж Маркс
Пожилая пара отдыхает дома
Fpg
Отдыхающие
Курт Хаттон
Макинтош Качественная улица,
Пост с картинками
Лебедь кусает женское пальто
Беттманн
Старая парусиновая ткань
Ithinksky
Джейн Фроман
Альфред Айзенштадт
Викторианский чай
Архив Халтона
Носки Usherette
Фотографии лисы
Лыжный спорт Fashion
Чалонер Вудс
Носки и чулки Pex
Пост с картинками
Бетт Дэвис и ее дублер Салли Сейдж
Беттманн
Мальчик в синем
Чалонер Вудс
Классическая мода
Чалонер Вудс
Кардиган
Чалонер Вудс
Lana On Piste
Архив Халтона
Танцевальная группа колледжа Беннингтона
Беттманн
Королевское вязание
Тонкий Ааронс
Розовые шары из шерсти
Сток4б-рф
Котенок запутался в шерсти
Мартин Пул
Корзина пряжи
Изображения Азии
Корзина для вязания щенков, переворачивающая
Беттманн
Детское вязание
Фотографии лисы
Ингрид Бергман Вязание
Беттманн
Солдаты вязание
Беттманн
KnittingDay || Все о вязании
Зарегистрироваться
-
ДОМ
-
Амигуруми
-
малыш
-
Научиться вязать
-
Вышивка крестиком
-
Дети
-
женщины
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
© 2018 Knittingday.com. Все права защищены. Контакты [email protected] —
политика конфиденциальности
Искусство вязания на продажу
Пробоотборник Lockdown
Роз Част
Житель Нью-Йорка 26 августа 1939
Реа Ирвин
Я действительно закончил это на Бруклинском мосту
Ричард Тейлор
Предчувствие будущего
Уильям Стейг
Девушка на обложке винтажного журнала Vogue
Ф.Грэм Кутс
Житель Нью-Йорка 3 августа 1935
Хелен Э. Хокинсон
Она сказала мне утром в прошлую пятницу
Миша Рихтер
Женщина сидит на обложке Vogue
Хелен Драйден
Житель Нью-Йорка 12 января 1987 г.
Бернар Шёнбаум
Житель Нью-Йорка 10 июля 1943 года
Перри Барлоу
Житель Нью-Йорка 9 января 1943 года
Саул Стейнберг
Уход из жизни
Уильям Стейг
Кто-нибудь когда-либо говорил
Питер Арно
Центр сознания времени
Дин Вьетор
В поисках уверенности
Уильям Стейг
Решительные действия
Уильям Стейг
Всеобщее усилие
Уильям Стейг
Хеджирование от инфляции
Уильям Стейг
Тактик большого масштаба
Уильям Стейг
Кто-нибудь смотрит на это?
Перри Барлоу
Материнская плата
Роз Част
Не хочу говорить
Виктория Робертс
Очень замечательная женщина
Джордж Прайс
Все в порядке
Хелен Э.Хокинсон
Что значит «сюрприз»? Мы женаты
Питер Арно
Житель Нью-Йорка 15 ноября 1941 года
Отто Соглов
Сырая необработанная шерсть
Эми Хван
Было лучше, пока Бог не взялся за вязание
Брюс Эрик Каплан
Они все хотят шарф
Карасик Павел
Старик достаточно кричит! У жены, которая не останавливается
Гарри Блисс
Разбивка блога с названием в виде круговой диаграммы
Роз Част
Модель в шерстяном костюме
Хорст П.Хорст
Надеюсь, Красный Крест не слышит о моих крадущихся
Хелен Э. Хокинсон
Я сделал тебе жилет
Лиана Финк
Мы уже там?
Виктория Робертс
Житель Нью-Йорка 24 июля 1954 года
Константин Аладжалов
Житель Нью-Йорка 21 августа 1948 года
Хелен Э. Хокинсон
Житель Нью-Йорка 6 сентября 1941
Барбара Шермунд
.